Опыт внедрения милиотерапии в практику реабилитации клиентов психоневрологического интерната
Филиппова М.В., директор ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат
Федорова П.С., к.пс.х., психолог ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат
2013 года в Красноперекопском психоневрологическом интернате в практику реабилитации и адаптации клиентов была внедрена милиотерапия или терапия средой.
Основной целью использования милиотерапии является организация комплексного воздействия факторов среды для улучшения самочувствия и, в конечном счете, повышения качества жизни клиентов учреждения, которое отражается в следующих параметрах:
· физический (мобильность, здоровье и т.п.);
· психический (удовлетворенность жизнью, эмоциональное состояние, преобладание положительных эмоций, отношение к себе и окружающим);
· социальный (межличностные отношения);
· духовное (смысл жизни, ценности).
Милиотерапия, как социальная технология, позволяет создать активную среду жизнедеятельности, которая побуждает инвалидов, в том числе и пожилых людей, к «самодеятельности», самообеспечению, отходу от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для достижения данных результатов необходима максимальная активизация среды, которая включает в себя:
· занятость трудом;
· любительские занятия;
· общественно-полезную деятельность;
· спортивно-оздоровительные мероприятия;
· индивидуальное медицинское сопровождение;
· оптимальную организацию жизненного пространства и содержательного досуга.
В отношении клиентов психоневрологического интерната милиотерапия выглядит как организация направленного образа жизни с целью формирования и развития у них санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в общественно-полезную деятельность, активизация их потребностей и интересов.
При реализации милиотерапии систематическая и планомерная работа проводится со следующими факторами социальной среды клиентов:
- интерьерный фактор;
- социально-психолого-педагогический фактор;
- медицинский фактор.
Среди наиболее востребованных клиентами мероприятий, реализуемых в рамках милиотерапии, можно выделить такие, как:
· физкультурно-оздоровительные (занятия ЛФК, скандинавская ходьба, психогимнастика и т.д.);
· культурно – досуговые (кружки, арттерапия, развлекательные культурно-массовые мероприятия т.д.);
· информационно-просветительские (тематические беседы, экскурсии, посещение библиотеки);
· посильная трудотерапия (вышивание, вязание, шитье, уход за комнатными растениями и животными);
· занятия по социально-бытовой ориентации и формированию навыков самообслуживания к рамках оккупациональной терапии;
· занятия в комнате психологической разгрузки (в том числе, музыкотерапия и ароматерапия);
· занятия по гарденотерапии и анималтерапии в рамках экотерапии.
Посредством данных мероприятий происходит организация направленного образа жизни клиента, поддержание соматического здоровья, сохранение физической и социальной активности, активизация интеллектуальных ресурсов, создание благоприятного психологического климата, обеспечение качественных условий содержания, ухода и лечения.
Отдельно хотелось бы выделить работу с персоналом, которая проводилась по двум направлениям:
- Вовлечение в процесс терапии всего персонала, организация реализации мероприятий в рамках милиотерапии мультипрофессиональной бригадой, обеспечение ее оптимального и слаженного взаимодействия.
- Мотивирование соотрудников на клиентоориентированность, реализацию индивидуального подхода, персональное сопровождение клиента интерната. Для этого были проведены консультации со специалистами, занятыми в милиотерапии, а также разработаны индивидуальные программы/карты сопровождения клиентов с планом мероприятий на каждый день, отметкой о выполнении.
Таким образом, процесс разработки и внедрения милиотерапии в практику реабилитационной деятельности учреждения включает в себя следующие этапы:
1.Анализ теоретико-методологических основ милиотерапии и практического опыта ее применения.
2.Мониторинг удовлетворенности клиентов условиями жизни и качеством предоставляемых им услуг. Полученные результаты позволяют разработать рекомендации по изменению условий среды клиентов.
4. Разработка индивидуальных «режимов дня» для клиентов с учетом обеспечения оптимального сочетания медицинских, психотерапевтических процедур, предусматривающих индивидуальные занятия, социально-культурную реабилитацию и т.д.
5. Оптимизация бытовых условий проживания в соответствии с потребностями клиентов и принципами милиотерапии.
6. Размещение информационных стендов, содержащих необходимую для клиентов информацию по услугам, сотрудникам, стен.газеты и т.д.
7. Проведение обучающих семинаров для сотрудников с целью информирования об особенностях использования милиотерапии, вовлечения в процесс терапии всего персонала, обеспечение их оптимального и слаженного взаимодействия, мотивирование персонала на клиентоориентированность, реализацию индивидуального подхода, персональное сопровождение клиентов учреждения.
8. Разработка графиков работы специалистов, включенных в реализацию милиотерапии, листов контроля за выполнением персоналом своих должностных обязанностей (учет предоставляемых социальных услуг); определение результатов работы каждого сотрудника и показателей оценки эффективности их деятельности.
Результаты мониторинга удовлетворенность клиентов интерната качеством предоставляемых им услуг
Количественная и качественная оценка данных, полученных в рамках мониторинга удовлетворенности клиентов интерната качеством предоставляемых им услуг позволяет сделать вывод о положительной тенденции в изменении качества жизни.
Анализ результатов свидетельствует о том, что все клиенты интерната удовлетворены условиями проживания, отношением к ним персонала; практически все проживающие довольны обслуживанием, лечением, питанием. Необходимо отметить, что, не смотря на наличие среди контингента учреждения отдельных лиц, имеющих негативные установки на интернат, как место постоянного пребывания, и, в связи с этим, демонстрирующие отрицательное отношение ко всему и всем (в виду имеющихся у них заболеваний, а также возрастных и личностных особенностей), использование в практике реабилитационных мероприятий различных инновационных технологий, таких, как милиотерапия, позволяет максимально учитывать и удовлетворять интересы, а также потребности. Большинство клиентов (65%) активно участвует в предлагаемых культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных, информационно-просветительских мероприятиях. Неучастие части проживающих в большинстве случаев обусловлено не отсутствием интереса или желания, а ограничениями по медицинским показаниям. Так, значительную долю клиентов отделения «Милосердия» составляют инвалиды с диагнозами «Старость с сосудистой деменцией» и «Глубокая степень умственной отсталости». Данные проживающие не идут на контакт, не понимают смысла проводимых с ними мероприятий. Кроме того, у них отмечаются негативные реакции в виде возбуждения на какую-либо попытку провести с ними занятие или процедуру. Положительные эмоции у этих клиентов вызывают лишь прогулки.
Более 90% клиентов позитивно относится к окружающему миру и к жизни в целом. Данный факт имеет особое значение не только для повышения эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта, но и, в целом, для реабилитационной деятельности, проводимой в психоневрологическом интернате.
Обобщая, можно отметить, что эффективность милиотерапии подтверждает положительная динамика у клиентов по следующим показателям:
· приобретение и укрепление навыков самообслуживания;
· расширение круга интересов, восстановление и развитие коммуникативных способностей;
· повышение удовлетворенности лечением, отношением персонала, обслуживанием;
· активизация в проведении досуга, участие в общественных мероприятиях;
· повышение степени удовлетворенности жизнью и позитивное мировосприятие в целом.
У клиентов наблюдается стабилизация эмоционального фона, снижение частоты появления депрессивных состояний, отмечаются тенденции к снижению агрессивности и конфликтности.
Таким образом, милиотерапия позволяет активизировать среду жизнедеятельности клиента в соответствии с его потребностями, интересами, психофизическим состоянием, реабилитационным потенциалом; а также оптимизировать работу персонала в направлении повышения эффективности деятельности, что непосредственно влияет на качество жизни клиентов стационарного учреждения социального обслуживания.
|